Вы здесь:

А.Б. МУКАШЕВА, Б.Х.ГАЛИЕВА, Г.А. ҚАСЕН. Модель формирования у старшеклассников компетенций профессионального самоопределения

УДK 37.0

DOI: 10.51883/20704046_2020_2_137

А.Б. МУКАШЕВА, Б.Х.ГАЛИЕВА, Г.А. ҚАСЕН

Модель формирования у старшеклассников компетенций профессионального самоопределения

В статье рассматривается проблема формирования у старшеклассников компетенций профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности школы. На основе анализа научной литературы определяется сущность понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «профессиональная ориентация». Ключевой идеей статьи является утверждение о том, что сделать выбор профессии школьнику помогает специально организованная профориентационная работа. Профессиональная ориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями должна реализоваться не только в учебной, но и во внеурочной работе школы. Обобщая теоретические положения о профессиональном самоопределении и опыт организации профориентационной работы в школе, авторы предлагают к реализации модель формирования у старшеклассников компетенций профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности школы. Для измерения результата представлены структурные компоненты, критерии и показатели сформированности компетенций профессионального самоопределения во внеурочной деятельности, а также описаны уровни сформированности искомых компетенций.

Ключевые понятия: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, компетенции профессионального самоопределения, внеурочная деятельность школы.