Вы здесь:

А.Н.ГРИЦОВЕЦ. РОЛЬ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ГРНТИ 15.31

DOI: 10.51883/20704046_2021_3_75

А.Н.ГРИЦОВЕЦ

РОЛЬ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье раскрыта роль знаково-символической деятельности в формировании и развитии самосознания в дошкольном возрасте. Описаны различные проявления знаково-символической деятельности, которые дифференцируются по строению и реализуемым функциям. В частности, описаны замещение, кодирование, моделирование, экспериментирование. Они могут проявляться в отдельных формах знаково-символической деятельности: игре, рисовании, речи, письме и т.д. В период дошкольного возраста знаково-символическая деятельность реализуется в виде замещения, а также кодирования. Усложнение знаково-символической деятельности обусловлено не только совершенствованием практической деятельности дошкольника, но также уровнем его психического и личностного развития. В частности, знаково-символическая деятельность определяет основные линии развития самосознания ребенка дошкольного возраста. Самосознание представляет собой осознание ребенком факта своей уникальности, понимание своих личностных качеств, овладение представлениями о том, что он собой представляет как личность и как к нему относятся окружающие. Соответственно, чем более высокий показатель сформированности знаково-символической деятельности у ребенка, тем выше у него уровень развития самосознания.

Ключевые слова: знаково-символическая деятельность, самосознание, речь.