Вы здесь:

Г.С. САПАРОВА, Г.М. КУСАИНОВ. Основной вектор развития педагогической технологии

УДК 378

DOI: 10.51883/20704046_2020_2_39

Г.С. САПАРОВА, Г.М. КУСАИНОВ

Основной вектор развития педагогической технологии

В статье рассматриваются вопросы научного обоснования эволюционного развития педагогической технологии на основе теории периодизации учебно-воспитательного процесса В.К. Дьяченко. Согласно естественнонаучному и естественно-историческому подходам выделены общественно-исторические стадии, суть которых составляют организационные структуры учебного процесса в зависимости от формального его наполнения, т.е. каждому историческому этапу соответствует своя организационная структура (совокупность организационных форм при доминировании одной из них). Раскрываются интегральные характеристики организационных систем обучения (структурно-функциональный механизм реализации способа обучения), присущие каждому способу обучения, и обосновывается необходимость перехода к коллективному способу обучения (КСО). В основе КСО лежит примат коллективной формы обучения (работа в парах сменного состава) над традиционными – индивидуальной, парной и групповой (работа в больших (фронтальная) и малых группах). КСО – это общественно-исторический этап в развитии учебно-воспитательного процесса в частности, образования в целом (независимо - у нас в стране или за рубежом), который идет на смену групповому способу, который доминирует в мировой образовательной практике и является непосредственной причиной кризиса.

Ключевые слова: педагогическая технология, индивидуальный способ обучения (ИСО), групповой способ обучения (ГСО), коллективный способ обучения (КСО).