Вы здесь:

Л.А. БЕЛЯЕВА, Н.Н. НИЯЗБАЕВА. Субъектность как возможность осуществить себя в процессе образования

УДК 37.013.83

DOI: 10.51883/20704046_2020_6_155

Л.А. БЕЛЯЕВА, Н.Н. НИЯЗБАЕВА

Субъектность как возможность осуществить себя в процессе образования

В статье раскрывается содержание феномена субъектности как выраженности человека в активной жизни, ясное отношение к самому себе, открытость опыту образования, проявленность наполненной жизни. Субъектность характеризуется не столько способностью человека быть субъектом образовательной деятельности, сколько способностью быть субъектным, т.е. быть решительным и самостоятельным, определенным, четким и свободным в своих намерениях. Субъектность – состояние, в котором осуществляется собственная реальность. Субъектность – это способность человека исполнить свое жизненное предназначение, быть автором своей жизни: свободным и ответственным, любящим и совестливым, событийным с другим, творцом и уникальным человеком в своей проявленности. В статье представлены составляющие субъектности человека: самость как центрированность и утверждение себя; переживание жизни как бытийное переживание «всегда мое»; отказ от будничного «Я» как способность удивляться, обладание эмоциональной живостью, выражение вдохновение и инициативности; рефлексивность как высокий уровень развития человека, который говорит о готовности и способности мыслить, рассуждать и философствовать; аутентичность как автономное самотворчество и независимость.

Ключевые слова: субъектность, автор жизни, рефлексивность, свобода, образование.